Анна Новомлинская ([info]ivonn) wrote,
@ 2008-05-16 12:36:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Вечная запись

Последнее слово
Теперь я точно знаю, о чем думает человек перед смертью, и могу привести здесь мысли, которые промелькнули в моей голове в момент, когда надо мной стеной навис автобус. Сразу скажу: все в порядке, иначе вы бы не читали этих строк. Меня чуть не задавили только из-за того, что я в задумчивости забыла посмотреть направо. Так что сама виновата, если кого и надо жалеть, то только того водителя, который вполне мог получить инфаркт, когда к нему под колеса шагнула какая-то ненормальная. Так что я пишу, чтобы оформить мысли, которые мне пришли в голову позже, и которые мне кажется важным записать, чтобы запомнить самой и, случись чего, оставить после себя. Жизнь может глупо оборваться в любой момент, не дав времени не просто доделать какие-то дела, но даже сказать последнее слово.
То, что умирающий человек вспоминает всю свою жизнь, и прочие россказни подобного плана из литературы – это, как я полагаю, выдумки писателей.

Начиная с эпоса, где никто не умирал быстро, и у всех мало-мальски стоящих героев оставалась уйма времени, чтобы успеть обратиться к каждому из присутствующих с длинной прощальной речью. Писатели, жившие позже, шли по следу, протоптанному предшественниками. Авторы, вкладывающие в уста персонажей велеречивые монологи, а в их головы – растекающиеся по древу воспоминания , напоминают мне героев рассказа О’Генри, поспоривших о том, что человек говорит в минуты наивысшего душевного потрясения. Тот, который утверждал, что человек обращает свои кроткие слова к высшим силам, долго и гнусно ругался, его приятель, утверждавший обратное, начал возносить молитвы.
Когда надо мной навис автобус с огнедышащими фарами, ноги самостоятельно сделали три гигантских для них скачка, и автобус промчался в миллиметре от моей спины. В это время в моей голове успело судорожно промелькнуть несколько мыслей. Читать их вы будете дольше, чем они вспыхнули в моем мозгу, сплетясь в какие-то полуслова: Как же муж без меня? Кто будет возить малыша в музыкалку? Хорошо, дети пристроены. Жаль, абонемент на танец живота пропадет…
Вот такие практические мысли, ни о чем возвышенном не думает человек перед лицом смертельной опасности. Наоборот, он скорее подумает о текущих делах, которые больше всего занимают его мысли. Например, я долго думала, на сколько занятий покупать абонемент, учитывая майские праздники, и как раз перед нападением автобуса думала, что не успеваю посетить все оплаченные занятия и, может, его, вообще не стоило покупать. Человек в такую минуту скорее подумает о том, что покупал билеты во Францию и что не успел удалить аккаунт на «Однокласниках».
Теперь поясню, что они обозначают, эти мысли, что для меня важно. Родня, друзья, знакомые и даже собственный любимый муж считают меня оторванным от мира романтиком, который давно погиб бы, если бы его не опекали со всех сторон. Не могу представить, как сложилось у них такое впечатление, поскольку ходила же я раньше на работу, и даже сделала серьезную карьеру. А вот, поди ж ты, считают витающей в облаках особой. А ведь это мужу без меня будет трудно. О чем и была первая мысль. Во-первых, как мне кажется, он меня любит, а терять любимого человека – наверное, самое тяжелое из возможных испытаний. Во-вторых, где он еще найдет репетитора детям по всем гуманитарным предметам, включая английский и немецкий, няню, домработницу, экономку, массовика-затейника, секретаря, который будет писать за него тексты на финансово-экономическую тематику простым языком, не говоря о прочих моих достоинствах, о которых ничего не скажу, ибо не женщине судить о них, а ее мужчине. Притом, нянь, умеющих водить машину, чтобы возить ребенка в музыкалку и на спорт, как известно, в природе не существует. А возить такого болезненного мальчика на метро, где по спинкам сидений ползают микробы и вирусы, тоже долго не удастся. Я же считаю творческое развитие очень важным для ребенка, поэтому каждому сыну подобрала то, что ему было интересно. А муж считает музыкальную и художественную школу ненужной затеей, он даже предлагал запретить старшему ходить в художку. В этом году, правда, обнаружилось, что наш старший сын имеет отличную память, нестандартное мышление, прекрасно мыслит логически, и вообще сам принял решение, сдал экзамены и поступил в физматшколу при вузе. Причем оба экзамена - алгебру и физику – сдал с высшими баллами, таких детей было совсем немного. Любимый вправе был бы считать, что это его заслуга, поскольку техническими предметами с детьми занимается он. А я считаю, что не зря первые 5 лет жизни сына занималась с ним только развивающими играми, и не грузила его изучением азбуки и математики. Память, смекалка, сообразительность, внимательность – все можно развить в любом нормальном ребенке, если не лениться. А уж потом он сам добьется успехов на том поприще, которое выберет. В общем, я считаю, мы все втроем - большие молодцы. И поскольку младший сын нашими с ним совместными стараниями тоже поступил в хорошую школу (а занималась с ним только я, никаких курсов для дошкольников), и сейчас заканчивает первый класс, то можно считать, что дети пристроены, если бы не мысль, что музыкалка ему, скорее всего, не светит – не будет его никто туда без меня возить, это я знаю точно.
Вот, что оказалось самым важным для меня в критическую минуту, а вовсе не то, чего я пытаюсь добиться на иных поприщах - не мысли о живых и мертвых журналах, недописанных статьях, посторонних людях, книге, которая, кажется, уже никогда не выйдет, и прочих вещах, без которых вполне можно прожить.
И вообще - думала я уже по дороге домой – в огромном мире, населенном миллиардами людей, есть только несколько человек, которым я на самом деле нужна, не потому, что им от меня что-то надо, а потому, что они меня просто любят такой, какая есть. Людей, которым будет по настоящему плохо, если меня не станет, можно пересчитать по пальцам, это бабушка, муж, два сына и мама с папой. Все остальные погрустят пару-тройку дней, и забудут меня в своей суматохе. А я часто пренебрегаю общением с любимыми, отвечаю на комменты в ЖЖ вместо того, чтобы позвонить маме, ухожу на какую-то тусовку вместо того, чтобы пообщаться с семьей. И вообще слишком много внимания уделяю чужим, посторонним людям, которые завтра меня и не вспомнят. Впрочем, всем давно известно – стоит тебе уйти с работы, перестать появляться в тусовке - словом, выпасть из обоймы, как о тебе быстро забудут. Пережить это довольно тяжело, особенно если до того ты занимал важную должность, вертелся в гуще событий, и казалось, что ты всем нужен. Я думаю, это еще одна причина того, почему наши люди не хотят уходить на пенсию. За рубежом пенсионеры не скучают, а вполне могут на свои сбережения и пенсии путешествовать и всячески развлекаться. Нашим же пенсионерам ничего не остается, кроме как бороться за выживание или садиться на шею детям, чего они часто не могут или не хотят. А пока ты работаешь, ты нужен и интересен. Мои бабушки, дедушки и их друзья так или иначе столкнулись с этим. Вы можете не верить, но для простого человека это так. Для известного в узких кругах – тоже.
К чему я это пишу? Я не сказала ничего нового, все так или иначе сталкивались с такими мыслями. Но мне надо было этот поток сознания записать, я хочу, чтобы мои дети это тоже прочитали.
***
Друзья, я предлагаю вам, дочитавшим этот текст до конца, сделать что-нибудь для тех, кому общение с вами, действительно, нужнее.
Выйти из ЖЖ.
Сбежать с работы пораньше.
По дороге купить любую мелочь, которая наверняка обрадует ваших любимых (хоть цветы жене, хоть робот-убийца детям).
Вообще не включать вечером компьютер.
И телевизор не включать.
Позвонить родителям.
Поговорить с друзьями, никаких смс, только разговор.
Отложить дела, без которых вполне можно прожить. Освободившийся час провести со своими детьми, с теми, кого вы любите, родителями, друзьями... И сказать им лишний раз, что вы их любите, многие скупы на слова, или не считают нужным это повторять, а ведь можно не успеть сказать, и потом всю жизнь сожалеть об этом.
***
Этот пост теперь будет висеть в моем журнале сверху. К нему хочу добавить, что в случае моей смерти прошу считать меня агностиком. И сказать спасибо вам, дорогие друзья Вы не представляете, сколько вы для меня значите, и что делаете. Потому что крутиться все время дома с детьми в очень жестком графике, при этом пытаться писать по ночам и почти не иметь возможностей никуда выйти, кроме спортзала, и пообщаться с близкими мне по духу людьми было бы выше моих сил, если бы у меня не было вас. Вы мне очень помогали и дарили общение, которого мне не хватало. Так что надолго я без вас все равно не смогу, скоро вернусь.
****
И «last at least, but»… самое важное для меня.
Дети мои, я знаю, что кое-кто из вас читает мой ЖЖ, поэтому я хочу, чтобы вы запомнили то, что я здесь сейчас написала, старались меньше времени тратить на пустые дела и разговоры со случайными людьми, и всегда знали, что, я люблю вас, как бы я на вас временами не ругалась. Еще раз повторю, - чем больше я люблю, тем больше критикую, потому что не могу оставаться равнодушной к тем, кто для меня настолько дорог. Я никогда и не даю советов людям, к которым не испытываю никаких чувств, и не пытаюсь исправить посторонних, я с ними даже не спорю, пусть сами решают свои проблемы. А вас я люблю, причем - запомните - ОБОИХ ОДИНАКОВО!! И моя самая большая мечта, чтобы вы были здоровы и дружны – не ссорились, не дрались и не копили друг на друга обид, потому что это самое важное, плечо брата, который может помочь и поддержать, что бы ни случилось, вырастете – поймете.
Какую бы профессию вы не выбрали, пусть то, что вам придется делать в жизни, доставляет радость, удовольствие, дает возможность к самореализации и приносит хороший доход. Пусть ваши жены вас любят, а дети – уважают и всегда помнят. А главное, вы оба – продолжение меня и папы, и дедушек с бабушками, и их родителей, мы все будем жить в вас, пока вы живы и пока вы нас помните. И чем лучше вы будете жить, тем лучше будет нам - значит, мы все жили не зря. 



(Post a new comment)


[info]levkonoe
2008-05-16 08:49 am UTC (link)
.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 09:13 am UTC (link)
Всё хорошо! :)

(Reply to this)(Parent)


[info]vagonka_man
2008-05-16 08:49 am UTC (link)
Спасибо за искренность, глубину и доброту Ваших слов. Дай Бог, чтобы подобных поводов задуматься о жизни, смерти и близких людях у Вас больше не появлялось.
Позвоню-ка я маме...

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 09:13 am UTC (link)
Спасибо вам! А мне было важно это высказать.
И удачи!

(Reply to this)(Parent)


[info]alpolish
2008-05-16 08:53 am UTC (link)
!

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 09:14 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


(Anonymous)
2008-05-16 08:54 am UTC (link)
Солнышко я тебя очень ЛЮБЛЮ!
Хвост - Пистолетом!

(Reply to this)(Thread)

Я тебя тоже!
[info]ivonn
2008-05-16 09:05 am UTC (link)
Я мила друга знаю по походке,
Меня он солнышком зовет,
Хвост он носит пистолетом,
По дому он ходит босиком... ;)))))))

(Reply to this)(Parent)


[info]peggotty
2008-05-16 09:01 am UTC (link)
Вы чудесная, вот что.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 09:15 am UTC (link)
Любой в такой ситуации подумал бы о том же, о чем и я.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]peggotty
2008-05-16 09:16 am UTC (link)
Но не любой так написал бы.

(Reply to this)(Parent)


[info]urhoernchen
2008-05-16 07:59 pm UTC (link)
Не скажи. Я в практически такой же ситуации вообще не думала. Только видела несущуюся на меня машину скорой помощи как в замедленной съемке. А второй раз была одна мысль - "и сколько я так протяну". Сейчас вспоминается, словно и не со мной это было. Слава богу, что твои ноги среагировали быстрее тебя!
Всё, кончаю трындеть, иду играть с дитятей, раз оно все равно не спит :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-17 07:09 pm UTC (link)
Да, голова думает о практических материях или вовсе ни о чем, а в это время за жизнь отвечают одни рефлексы.
Играть с дитятей - это самое правильное! :)

(Reply to this)(Parent)


[info]_o_tets_
2008-05-16 09:05 am UTC (link)
Ох. Как же хорошо, что все так закончилось. Спасибо за пост.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-20 08:19 pm UTC (link)
Я сразу предупредила, что все хорошо, чтобы не нагнетать ненужного трагизма.

(Reply to this)(Parent)


[info]soboleva_t
2008-05-16 09:17 am UTC (link)
Ань, я тебя очень люблю. Мне тебя не хватает даже тогда, когда ты надолго пропадаешь из ЖЖ, – но тогда я хотя бы знаю, что тебе просто некогда и ты живешь полной жизнью, что само по себе прекрасно. Но потерять тебя навсегда, совсем, окончательно... Не могу даже подумать об этом. И неправда, что близких по духу людей быстро забывают. Их место навсегда остается незанятым. "Я чувствую сквозняк оттого, Что это место свободно..."(БГ)

Береги себя, родная!

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 09:58 am UTC (link)
Да, Танюша, то, что ты говоришь, правильно, по друзьям иной раз тоскуют больше, чем по родным по крови, но далеким по духу. Но в тот момент я думала так, поэтому так и записала.
А ты мне давным-давно - настоящий друг! Я тебя тоже очень люблю, и ты об этом знаешь. :)
Будем жить!
Кстати, ты видела картинку с этим девизом, которую я поставила в юзеринфо? ;)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]soboleva_t
2008-05-16 10:02 am UTC (link)
Не видела, увы. У меня картинки отключены сейчас.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 10:05 am UTC (link)
Это очень оптимистичное полотно. Там лягушка сидит в кресле в халате, над стене над ее голосой висит чучело - голова аиста. Рядом - картина, где она же в пасти у аиста, лапой дотянулась до его шеи и душит. И подпись: Будем жить!

(Reply to this)(Parent)


[info]zooh
2008-05-16 09:22 am UTC (link)
А я чёртов хладнокровный циник. В секунды смертельной опасности превращаюсь в робота без чуств, тупо делающего то, что нужно делать, и только потом начинается хоровод мыслей - а если бы? да как же?..

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 10:01 am UTC (link)
У меня мысли неслись отдельно, а ноги - сами по себе, рванули и вынесли меня.
Все остальные размышления - более поздние.

(Reply to this)(Parent)


[info]zloy_alex
2008-05-16 09:31 am UTC (link)
да

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 10:02 am UTC (link)
Всё отлично, Алекс!

(Reply to this)(Parent)


[info]antilir
2008-05-16 09:59 am UTC (link)
Вот чего чего, а роботов-убийц и без меня детям подарят)))

А вообще, самый главный посыл у тебя прозвучал - не забывать дарить любовь в этот момент, потому что следующего может и не быть.
это самое главное и единственное, чем стоит заниматься на этой планетке.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 10:10 am UTC (link)
Так никто не хочет дарить, вот они и выпрашивают. :))
А про главное ты правильно понимаешь, светлый ты человек, Заяц!

(Reply to this)(Parent)


[info]deniss_beregiss
2008-05-16 10:03 am UTC (link)
Вы счастливый человек.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 10:12 am UTC (link)
Счастье - категория субъективная. Думаю, не много найдется людей, которые считали бы себя счастливыми, проблемы есть у всех.

(Reply to this)(Parent)


[info]melanyja
2008-05-16 02:05 pm UTC (link)
Слава Богу, что всё хорошо закончилось!
Автобусы - они коварные.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 06:56 pm UTC (link)
Автобусы - они огромные, мне тогда показалось, что он весь свет заслонил, и только фары сверкали. Очень страшно стало!

(Reply to this)(Parent)


[info]shin1
2008-05-16 02:06 pm UTC (link)
спасибо.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 06:56 pm UTC (link)
Не за что.

(Reply to this)(Parent)


[info]i_kartinka
2008-05-16 03:48 pm UTC (link)
так я и думала, что ничего возвышенного за пару секунд до.. в голову не придет :)
и спасибо, действительно, столько времени уходит на ерунду и никогда не хватает на главное

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 06:59 pm UTC (link)
А я раньше верила, что напоследок как раз о возвышенном думаешь. Вот такое разочарование. :)
И главное, что среди ерунды и рутины даже нет времени об этом задуматься, о самом важном.

(Reply to this)(Parent)


[info]mondstrahl
2008-05-16 05:42 pm UTC (link)
хорошо, что обошлось.
и спасибо за все эти слова.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-16 07:04 pm UTC (link)
Не за что. Знаешь, после этого стало легче жить, понимаешь, насколько мелко большинство твоих проблем.

(Reply to this)(Parent)


[info]mozartianka
2008-05-16 08:49 pm UTC (link)
уф

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-17 06:23 am UTC (link)
Да, все в порядке.

(Reply to this)(Parent)


[info]slowowl
2008-05-17 04:35 am UTC (link)
Хорошо написано. Пусть ничего особенного нового, как вы и сами заметили, но некоторые вещи не обязательно должны быть новыми.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-17 06:25 am UTC (link)
Я тоже так считаю, их надо повторять и не забывать об этом!

(Reply to this)(Parent)

Все хорошо, что хорошо кончается!
[info]vsegdavpered
2008-05-17 09:28 pm UTC (link)
Всегда потрясает, какие всё же все мы разные...
Когда оказалась в схожей ситуации, единственной мыслью было -
только бы сразу, только бы не мучиться, только не быть инвалидом...
И когда говорят о том, что бы было, если знала, что вот прям завтра...
Отвечаю, что легла бы поспать, не стала бы дописывать, доделывать, сдавать,
а уж тем более звонить.)))
А дела у меня все пустые, поэтому знать бы что протяну не больше года - все бы бросила.)

Пусть у тебя все сбудется и времени всегда хватает на близких!

(Reply to this)(Thread)

Re: Все хорошо, что хорошо кончается!
[info]ivonn
2008-05-18 08:45 am UTC (link)
Спасибо, моя хорошая!
А пустота дел - понятие относительное. Может, то, что мне кажется, очень важнмы, тоже пустое. Но пока это для меня значимо, я бы постаралось в оставшееся время успеть все доделать. А убирать постель и делать зарядку от остального, конечно, отказалась бы.

(Reply to this)(Parent)


[info]lacrecia
2008-05-18 08:17 pm UTC (link)
Ничего себе. Ты это, будь аккуратнее! Мы тебя тоже любим!

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-20 08:14 pm UTC (link)
Самые необходимые слова, очень подбадривают и не дают расслабляться на дорогах. Спасибо, Алла! :)

(Reply to this)(Parent)


[info]hagen_2
2008-05-19 08:44 pm UTC (link)
ни о чем возвышенном не думает человек перед лицом смертельной опасности

В такой ситуации вообще ни о чём не думается. Мысли появляются, когда уже "откачают". Когда же потом оказываешься способен думать о возвышенном, то это возвышенное звучит как "надо что-то менять" - покончить со всяким раздолбайством, ценить каждый момент своей жизни и т. д., жизнь одна и лишиться её ничего не стОит.. Да только надолго такого настроя всё равно не хватает, и жизнь продолжается как и была - со всем раздолбайством.

А вообще хочется сказать в духе некоторых телеведущих: "береги себя"...

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-20 08:17 pm UTC (link)
У всех по разному - у кого-то есть мысли, у кого-то - все отшибает. А то, что я потом думала о возвышенном, я как раз написала в посте. Чтобы этот настрой сохранился подольше и частично переделся другим.
Так что будем беречься! :)

(Reply to this)(Parent)


[info]scottishkot
2008-05-22 07:15 am UTC (link)
Только сейчас добрался.

Выдохнув по прочтении - бессмертное "Через улицу ходи оструууужненько". Остальное ты знаешь.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-05-22 10:34 am UTC (link)
Да,Юра, я понимаю.
И спасибо тебе.

(Reply to this)(Parent)


[info]sirin_from_shrm
2008-06-12 11:21 am UTC (link)
Блииин! Я не знала, что у Вас ТАКОЕ! Я сама на грани была... Я помню свое обещание и после праздников перешлю Вам контакты.

(Reply to this)(Thread)


[info]ivonn
2008-06-16 07:31 pm UTC (link)
Это дело прошлое. Выводы я сделала и живу дальше.
А вы держитесь! Я за вас переживаю.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…